Уроки устойчивого развития в начальной школе

Включение идей и принципов устойчивого развития в образовательный процесс I ступени общего среднего образования через систему уроков и внеклассных мероприятий.

Новизна разработки

Заключается в разработке научно-методического обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности, направленной на интеграцию в образовательный процесс I ступени общего среднего образования идей, принципов и целей устойчивого развития, которое включает:

  • методические рекомендации для учителей начальных классов по интеграции идеи УР в образовательный процесс;
  • примерные конспекты занятий «Уроки устойчивого развития в начальной школе»;
  • Интернет-ресурс для поддержки занятий «Уроки устойчивого развития в начальной школе».
Актуальность

Основы экологической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот возрастной период полученные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные взгляды и убеждения. Задача экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста решается в рамках учебного предмета «Человек и мир» и факультативных курсов, изучение которых направлено на решение проблемы бережного отношения к окружающей среде и воспитание разумного потребителя ресурсов. Однако, изучаемое учащимися содержание затрагивает только одну содержательную линию устойчивого развития – экологическую безопасность – и не позволяет полноценно реализовать идеи устойчивого развития на I ступени общего среднего образования. Конспекты занятий по устойчивому развитию могут быть использованы для внеклассной воспитательной работы и факультативных занятий.

Технико-экономические преимущества перед аналогами

Содержание образования в интересах устойчивого развития включает в себя проблемы экологической безопасности, вопросы экономического развития, повышения качества жизни, что связано с известной триадой – экономика, экология и социальная сфера. Изучение этих вопросов должно осуществляться комплексно на основе решения реальных проблем, обеспечивая развитие экологической, социальной и экономической составляющих на всех ступенях системы образования.

Информация о внедрении

Создан сайт для агрегации материалов проекта. Изучен международный опыт проведения занятий для младших школьников. Апробированы воспитательные мероприятия по проблеме устойчивого развития для младших школьников на базе УО г. Минска. Ведется работа по систематизации материала.

Контактная информация

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Проект выполняется участниками СНИЛ «Устойчивое развитие», студентами 3 и 4 курсов факультета начального образования БГПУ
Научный руководитель: Андарало А.И., доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент
тел.: +375 17 316 66 10
e-mail: fno@tut.by, nach@bspu.by